07.06.2013 Деловая Россия» и Общероссийский народный фронтхотят ввести частный механизм защиты прав потребителей, чтобы в России расцвела наконец конкуренция (см. статью на этой же странице). Предлагается разрешить компаниям и гражданам подавать коллективные иски к нарушителям антимонопольного законодательства и взыскивать с них ущерб, адвокатам по таким делам выплачивать «гонорары успеха», зависящие от объема взысканных убытков.
Частные или корпоративные иски о возмещении ущерба к компаниям, участвующим в картеле или злоупотребляющим доминирующим положением, в России давно разрешены. Глава ФАС Игорь Артемьев еще в 2011 г. сокрушался, что этим правом никто не пользуется, и предлагал буквально создать «некий фронт по противодействию монополистической деятельности». Кстати, известно, что российская ФАС — рекордсмен в мире как по числу сотрудников, так и по числу заводимых дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Само по себе расширение системы частного контроля за исполнением законодательства и практики частного обвинения в судах было бы полезно для многих сфер общественных отношений в России, не только для борьбы с монополиями. Светлана Авдашева и Полина Крючкова из НИУ ВШЭ в работе «Государственный и частный инфорсмент законодательства: выбор для России» показали, например, что в некоторых сферах можно вообще отказаться от государственного контроля (когда штрафы фиксированы и прямо не связаны с выгодами от нарушения и причиненным вредом).
Что касается развития конкуренции, то для этого пропаганда частного контроля, простите за тавтологию, частная мера. Граждане не идут в суд из-за недоверия к судебной системе. Зависимая и продажная судебная система не может быть инструментом в борьбе за права. У нас очень много государственного регулирования, которое покоится на двух китах — защите производителя (протекционизм) и защите потребителя от собственного выбора (патернализм), считает Вадим Новиков из РАНХиГС. Это сильно вредит конкуренции, которая по своей природе предполагает отсутствие защиты.
У нас очень много государственного бизнеса, формирующего спрос на монополизацию. Антимонопольный фронт рискует стать такой же политической кампанией, как, например, кампания движения «Наши» против коррупции «Белые фартуки». Где сейчас эти фартуки и где коррупция? Источник Ведомости |
"Что выгоднее и безопаснее для контролера, прокурора или судьи в плане карьерного роста — принять, расследовать, удовлетворить жалобу или иск или его проигнорировать? Исследование Светланы Авдашевой и Полины Крючковой ... показывает следующее. «В нашей модели мы предполагаем, что вероятность ошибок зависит от очень простой вещи — от того, какими ресурсами контрольно-надзорные органы располагают на расследование каждой жалобы, — рассказала Светлана Авдашева. — Если один человек рассматривает три жалобы в месяц, вероятность ошибки одна. Если тот же самый человек с теми же самим ресурсами рассматривает за месяц триста дел, вероятность ошибок будет совсем другая».
Существующие сейчас стимулы побуждают контролеров «практически всегда возбуждать по жалобам дела», даже если «сигналы» о нарушениях поступают от явно недобросовестных жалобщиков. Это сводит к нулю эффект предотвращения нарушений (в потоке жалоб даже «хороший» бюрократ рискует упустить те, что представляют наибольший общественный интерес), а число жалоб все равно не сокращается".
Во первых: наших «хороших» бюрократов не интересует то, что представляет наибольший общественный интерес(вспомним Булгарию, Леприкон, Хромую лошадь и т.п.).
Во вторых: каждый наш бюрократ помимо служебного интереса имеет ещё и экономический интерес. Недаром нашим бюрократам запретили иметь счета за рубежом.
В третьих: число жалоб не сокращается по причине неприятия надзором административных мер к бизнесменам. Проанализируйте административные дела по гл. 14 КоАП любого районного суда и тоже придёте к таким выводам: штрафуют исключительно физ.лиц, либо ИП.
Работу наших бюрократов можно оценить сравнив эффективность Европейской системы RAPEX и отечественной СИНАТРА. В Европе еженедельно RAPEX вводит ограничения более чем на 40 товаров, у нас СИНАТРА за все время существования не ввела ни одного.
Американская система Consumer Product Safety Commission (CPSC) не щадит никого, под её разборки попадают и солидные фирмы. При этом CPSC часто напоминает продавцам о незаконности продажи опасных товаров.