Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Мосгорсуд отказал в удовлетворении иска к "Аэрофлоту" пассажирки Яблоковой, ставшей заложницей прошлогоднего новогоднего транспортного коллапса в Москве

30.11.2011

Гражданка Яблокова обратилась в Пресненский районный суд с иском к ОАО "Аэрофлот" о взыскании 300000 руб. в качестве компенсации за моральный вред. Основанием для иска послужило то, что рейс, на который она купила билет, задержался на двое суток — это был печальной памяти предновогодний московский транспортный коллапс 2010 года. Она должна была улететь 26 декабря 2010 года, но вместо этого ей пришлось находиться "на территории аэропорта в крайне стесненных условиях".

В ходе судебного заседания в суде первой инстанции представитель Яблоковой поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель "Аэрофлота", в свою очередь, исковые требования не признала, пояснив, что сбой в работе аэропорта был вызван неблагоприятными погодными условиями — обледенением и переохлажденным дождем. Юристы авиакомпании также утверждали, что она предприняла все необходимые действия по информированию пассажиров о сложившейся ситуации, при обращении их обеспечивали питанием и гостиничными номерами.

11 мая 2011 года судья Анна Карпова требования Яблоковой удовлетворила частично (в материалах дела, опубликованных накануне на сайте Мосгорсуда не указывается, сколько ей было присуждено — прим. авт.), руководствуясь положением ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей". Он мотивировал свое решение тем, что у авиаперевозчика из-за допущенной невнимательности не было антиобледенителя, необходимого в таких условиях перед вылетом самолета. А в доводах юристов "Аэрофлота" суд не усмотрел доказательств, которые бы стали основанием для освобождения авиакомпании от ответственности.

Однако 20 сентября Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Александра Пильгуна, судей Светланы Климовой и Татьяны Кочергиной посчитала, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, а также усмотрела в логике суда нарушения норм материального права. Ссылаясь на п.п. 3, 4  п.1 ст. 362 ГПК РФ, Мосгорсуд отменил решение Пресненского районного суда. Решив, что фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены и не требуется сбора новых доказательств, Судебная коллегия прибегла к ст. 360 и ст. 361 ГПК РФ и не стала отправлять дело на повторное рассмотрение. Суд принял собственный акт по существу: полностью отказал Яблоковой в компенсации морального вреда.

Свои выводы Мосгорсуд аргументировал ссылкой на ряд норм: в частности, на положение п.3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо должно нести ответственность, если не сможет доказать, что "надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств". Сверившись с п. 3.118. приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 года N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" судебная коллегия установила, что к неблагоприятным атмосферным условиям относятся, помимо прочего, сильные осадки и обледенение (представители "Аэрофлота" акцентировали внимание, что именно негативные погодные условия —  переохлажденные морось и туман, а также умеренное обледенение в облаках вызвали трудности с наземным обследованием самолета и, как следствие, привели к задержке вылета).

Еще одним аргументом стала ссылка на положение п. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года N 82, согласно которому перевозчик "вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете <…> если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности". А главным аргументом было то, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы. При этом Мосгорсуд применил другую норму закона о защите прав потребителей — п. 4 ст. 13, согласно которому неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение может быть оправдано, если "уполномоченная организация" докажет, что это произошло "вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом".

Источник ПРАВО.ру


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей