Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Минэкономразвития затеял страховую революцию

01.11.2011

Разработанный Минэком проект  вводит в закон о защите прав потребителей понятие финансовой услуги. Это, в частности, услуги, оказываемые страховыми организациями (страховщиками), и услуги, в рамках которых деньги выступают не только в качестве платежного средства.

Если проект будет принят в таком виде, страхование наконец подпадет под действие закона о защите прав потребителей – со всеми вытекающими последствиями для клиента и страховщика.

В частности, это будет означать, что обиженный страховщиком клиент сможет без уплаты госпошлины подать на компанию в суд по месту жительства (а не по месту регистрации ответчика) и потребовать не только исполнения обязательств, но и компенсации морального вреда. При этом в случае проигрыша страховщику придется еще и заплатить штраф – 50% от проигранной суммы.

Сегодня подавляющая часть страховых услуг не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, поскольку такую позицию занял в 2008 г. Верховный суд РФ.

В результате у клиентов страховых компаний сейчас почти нет эффективных методов воздействия на страховщиков. Все, что фактически может сделать клиент сегодня (помимо негативного отзыва о страховой компании в Интернете), – это обратиться в страховой надзор или в суд.

Но страхнадзор, как правило, принимает действенные меры по жалобам граждан только в случаях, когда их количество в адрес одного страховщика явно зашкаливает за разумные пределы.

Обращение же в суд, хотя и помогает клиенту добиться причитающегося (примерно за полгода мытарств), но не создает страховой компании каких-либо проблем: без закона о защите прав потребителей налагаемые на страховщика неустойки часто меньше дохода компании от пользования деньгами клиента за время спора.

Исправляя это положение, законопроект Минэка вводит и ряд других важных новшеств.

Например, согласно проекту, информация о страховых услугах должна предоставляться потребителям только в документированном виде, причем это предоставление должно подтверждаться подписью потребителя.

Кроме того, из проекта следует, что требование о признании ничтожным условия договора страхования, ущемляющего права потребителя, может быть предъявлено потребителем в суд в течение трех лет с даты заключения договора. По мнению опрошенных АСН страховых юристов, это даст клиентам возможность исключать из правил страхования условия, которые ущемляют их права.

ЧТО ГОВОРЯТ ЮРИСТЫ

Сергей Дедиков, советник президента «Москвы Ре» по правовым вопросам:
«Если такие изменения будут приняты, то для нашей страны это будет явление почти революционное. Страховщикам придется предоставлять исчерпывающую информацию об услуге, а их ответственность существенно возрастет. Правда, принципиальных препятствий для применения законодательства о защите прав потребителей к договорам страхования на самом деле нет и сейчас, но, к сожалению, сугубо формальная позиция Верховного суда РФ в этом вопросе исключила такую возможность».

Юрий Фогельсон, старший партнер бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры»:
«Поправки существенно облегчат положение страхователя (выгодоприобретателя). У потребителей страховых услуг появится право выбора подсудности, то есть возможность обратиться в суд по месту жительства. Также появится право взыскать со страховщика моральный вред вместе с выплатой. Кроме того, закон о защите прав потребителей предусматривает штраф для страховщика в размере половины взысканной с него суммы».

Кирилл Гацалов, старший партнер «ЛексФинанс Груп»:
«Cтрахователя наконец поставят в равное положение с потребителями других услуг. Сегодня необоснованное занижение, затягивание или отказ в страховой выплате более выгодны страховщикам, нежели любой компромисс с клиентом. Это происходит потому, что при небольших убытках большинство страхователей предпочитают махнуть рукой на спор и не доходят до судов. Если же клиент все же обращается в суд, то за время разбирательства страховщик на удерживаемых деньгах может заработать больше, чем потерять в виде неустойки и судебных издержек».

ЧТО ГОВОРЯТ СТРАХОВЩИКИ

Андрей Голубев, вице-президент «АльфаСтрахования»:
«Считаю, что это абсолютно нормально. Ключевой вопрос для нас – сохранение и привлечение клиента. Если мы сможем говорить клиенту, что на его стороне стоит такой сильный закон, это будет только на пользу страховому рынку».

Дмитрий Маркаров, первый заместитель гендиректора  «Росгосстраха»:
«Конечно, потребителей нужно защищать, и сегодня механизмов защиты недостаточно. Но это не должно превратиться в шантаж со стороны потребителей услуг и в лазейку для мошенников».

Игорь Иванов, заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии»:
«Эти изменения требуют детального изучения. Прямое перенесение норм закона о защите прав потребителей на страхование вызовет, скорее всего, много дискуссий».

Источник Агентство страховых новостей


Комментарии  2

userpic
ОЛВИЗ02.11.2011, 08:58Ссылка
Все что было с 2008 года следует рассматривать как бездарностью юристов Верховного Суда и ведомства Ониценко. Еще в 2004 году имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда по спору о признании недействительным разъяснения МАП в котором определено, что споры по имущественному страхованию не подпадают под действие закона О защите прав потребителей в части ответственности, но на них распостраняются общие положения - о подсудности, о праве на моральный вред, об освобождении от госпошлины.
При ответе на конкретный вопрос какого то правового дебила Президиум ВС умышленно или в силу того, что ответы только подписываются судьями, а готовятся получающими по 15000 в месяц помощниками, указал только одну часть из решения- на споры на имущественное страхование не распост раняеются нормы Закона ОЗПП, но не указал вторую часть вступившего в силу решения суда, кроме подсудности, госпошлины и праве на моральный вред. М суды как попугаи стали указывать на разъяснения президиума по конкретному вопросу, как основание отказа, а бездари права заинт ересованных ведомств, вместо того, что бы поднять данный вопрос и добиться защиты прав потребителей, сами спрятались за это разъяснение. А теперь чуть ли не герои -хотят внести в закон то, что и так уже там есть, только "умными" юристами толкуется под свои интересы.Между прочим в отношении банков та же картина- на них распостраняется закон в той же части что и на страховые.
userpic
Евгений Садовский07.11.2011, 16:02Ссылка
да, тут все ОЗПП пробездействовали, общероссийские организации - тоже.

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей