06.07.2011 Ранее ОАО "Аэрофлот" в связи со сбойной ситуацией, имевшей место в период 25-30.12.2010, письмом от 02.02.2011 № ГД-206 направило заместителю Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванову предложения о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные авиационные правила и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Представленный проект федерального закона требует доработки в части изменения размера штрафа (компенсации), уплачиваемого перевозчиком пассажиру, а также исключения из него положений, касающихся пункта 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Аэрофлот" в целом поддерживает установление предельного лимита ответственности авиаперевозчика за отмену/задержку рейсов по вине самого перевозчика.
Однако при этом ОАО "Аэрофлот" отмечает следующее.
1. Проект федерального закона базируется на положениях Регламента Евросоюза № 261/2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействие пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейс; и об отмене Регламента ЕЭС № 295/91. При подготовке данного Регламента позиция Евросоюза была подвергнута острой критике со стороны Международной ассоциации гражданской авиации (ИАТА), европейского союза авиаперевозчиков (ЕАА), а также крупнейших авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского и Американского регионов.
В пояснительной записке к проекту федерального закона в качестве правовой основания принятия за основу Регламента ЕС указаны статьи 15, 17 Конституции Российской Федерации относительно того, что международные договоры и нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации, стандартами гарантий и защиты прав и свобод гражданина.
Однако Регламент, в силу положений Договора об учреждении Европейского сообщества, является нормативным правовым актом Евросоюза и в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 не относится к общепризнанным принципам международного права и нормам международного права, а также не является международным договором.
Россия не является членом Евросоюза и в указанном Регламенте не участвует.
Соответственно, буквальное использование положений Регламента при разработке законопроекта необоснованно.
Данный Регламент не представляет собой общепринятую в мировом авиационном сообществе норму и неприменим к полетам российских перевозчиков.
Буквальное включение положений Регламента в Воздушный кодекс Российской Федерации и, соответственно, использование в дальнейшем норм Евросоюза в хозяйственной деятельности российских авиакомпаний, в том числе по принципам и размерам компенсаций, приведет в конечном итоге к дополнительным расходам авиакомпаний, которые будут компенсироваться за счет увеличения тарифов на авиаперевозки.
По мнению ОАО "Аэрофлот", предлагаемый проектом федерального закона размер компенсаций пассажирам при отмене/задержке рейсов сильно завышен, а также необоснованно привязан к дальности перелета и курсу евро к рублю.
Предлагаемые нормы компенсации превышают уровень среднего тарифа, оплачиваемого пассажиром (плановый показатель на 2011 год - 242 доллара США в одну сторону полета).
Установление законопроектом столь значительных компенсаций ничем не обосновано (кроме того, что они соответствуют европейским нормам, установленным Регламентом). Их финансирование не по карману отрасли авиационных перевозок России, что может привести к глобальным негативным последствиям.
Соответственно, принцип соразмерности нарушения перевозчиком закона и примененного за это нарушение штрафа не соблюдается данным законопроектом.
По мнению ОАО "Аэрофлот", размеры компенсаций должны быть снижены по крайней мере вдвое.
2. Неясно обоснование пропорционального роста компенсации в зависимости от дальности полета.
ОАО "Аэрофлот" считает, что никаких дополнительных неудобств в случае отмены рейса пассажир дальнемагистрального рейса по сравнению с пассажиром ближнемагистрального рейса не несет. При этом уровень применяемых тарифов никак не связан с дальностью полетов, и зачастую перевозка на дальние расстояния дешевле ближних перевозок.
Поскольку отказ в перевозке по причине отмены рейса и отсутствия свободных мест является по сути той же задержкой в отправке. пассажира, ОАО "Аэрофлот" предлагает объединить случаи задержки/отмены и отказа в перевозке пассажира ...и разработать единые компенсации в зависимости от продолжительности ожидания вылета с понижающими коэффициентами в зависимости от времени предварительного уведомления пассажира и сроков его доставки в конечный пункт. Однако трехчасовой срок ожидания вылета, по истечении которого в проекте федерального закона предлагается выплачивать компенсацию, явно не может причинить адекватное размеру компенсации неудобство пассажиру (даже горячее питание в соответствии с федеральными авиационными правилами предоставляется пассажиру по истечении 4 часов ожидания). В соответствии с нормами Евросоюза компенсация за ожидание выплачивается после 5 часов ожидания.
3. ОАО "Аэрофлот" также обращает внимание, что законопроект апеллирует понятием "штраф", а не "компенсация", как это установлено в Регламенте ЕС.
В связи с указанным, в случае принятия проекта федерального закона в таком виде, данные штрафы, подлежащие выплате пассажиру в связи с отменой/задержкой рейса, будут облагаться налогом на доходы физических лиц, что подтверждается соответствующими разъяснениями Минфина России. ОАО "Аэрофлот" обязан будет удерживать НДФЛ с данных выплат, что может повлечь претензии пассажиров, а также необходимость выдачи пассажирам справок о доходе и удержанном налоге, а в случае натуральной выплаты (в форме услуги) - сообщения в налоговые органы суммы дохода.
Таким образом, данный законопроект повлечет необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Проектом федерального закона предлагается исключить из пункта 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации слова "устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров".
Предлагаемое изменение приведет к возложению на перевозчика ответственности перед пассажирами в случае задержки рейса по техническим причинам на три и более часа.
ОАО "Аэрофлот" проведен анализ задержек рейсов по техническим причинам продолжительностью более 3 часов за период с июня 2010 года по май 2011 года (таблица задержек рейсов по техническим причинам представлена ниже), согласно которому, в случае если бы предлагаемые законопроектом штрафы действовали в указанный период, ОАО "Аэрофлот" должен был бы выплатить пассажирам рейсов, задержанных по техническим причинам, более 333 млн. рублей.
Тип ВС
|
К-во мест
|
Средняя загрузка
|
Кол-во пассажи ров
|
Кол-во задержанных рейсов по протяженности маршрута, км
|
Компенсация, руб./ пасс.
|
Потери, тыс. руб.
|
Суммарные потери, тыс. руб.
|
<1500
|
21500 23500
|
>3500
|
<1500
|
21500 23500
|
>3500
|
<1500
|
>1500 23500
|
>3500
|
|
А319
|
116
|
0,731
|
84,80
|
10
|
2
|
|
10000
|
16000
|
24000
|
8 480
|
2 713
|
|
11 193
|
А320
|
140
|
0,731
|
102,34
|
26
|
6
|
|
10000
|
16000
|
24000
|
26 608
|
9 825
|
|
36 433
|
А321
|
170
|
0,731
|
124,27
|
4
|
11
|
|
10000
|
16000
|
24000
|
4 971
|
21 876
|
|
26 842
|
А332
|
241
|
0,731
|
176,17
|
|
|
5
|
10000
|
16000
|
24000
|
|
|
21141
|
21 141
|
АЗЗЗ
|
302
|
0,731
|
220,76
|
|
|
9
|
10000
|
16000
|
24000
|
|
|
47685
|
47 685
|
В767
|
218
|
0,731
|
159,36
|
4
|
9
|
30
|
10000
|
16000
|
24000
|
6 374
|
22 948
|
114738
|
144 060
|
Ил-96 300
|
282
|
0,731
|
206,14
|
3
|
6
|
4
|
10000
|
16000
|
24000
|
6 184
|
19 790
|
19790
|
45 764
|
Весь парк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52 617
|
77 147
|
203353
|
333117
|
В этой связи ОАО "Аэрофлот" обращает внимание на следующие факты:
1. Согласно статистическим данным, поступающим от производителей воздушных судов - концернов Airbus и Boeing, техническая регулярность воздушных судов (далее - ВС) ОАО "Аэрофлот" выше, чем средняя по мировому парку. Это свидетельствует о минимальном влиянии человеческого фактора (связанного с нарушениями при ТО ВС) на количество задержек рейсов.
2. Техническая регулярность зависит в основном от надежности установленных на ВС компонентов. Законопроект фактически предлагает переложить долю ответственности производителя авиационной техники в части обеспечения должного уровня надежности компонентов ВС на перевозчика, что не является оправданным.
3. Парк ВС, эксплуатируемых в ОАО "Аэрофлот", самый молодой на территории Российской Федерации. Средний возраст ВС составляет 3,6 года. Количество отказов компонентов растет с ростом налета ВС. Следовательно, рассчитанная сумма штрафов будет увеличиваться по мере увеличения налета.
4. Внесение изменений в пункт 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации может негативно отразиться на уровне безопасности полетов. Неисправности, обнаруженные в процессе подготовки ВС к вылету, зачастую связаны с конструктивными производственными недостатками компонентов ВС. Устранение неисправностей будет приводить к задержкам рейсов и, как следствие, наложению штрафов на перевозчиков, что, в свою очередь, может вынуждать перевозчика любой ценой не задерживать рейс и обеспечить требуемый уровень регулярности.
С учетом изложенного ОАО "Аэрофлот" предлагает:
- снизить размер компенсации минимум в два раза;
- отказаться от градации размера компенсации в зависимости от расстояния перевозки в пользу времени ожидания вылета;
- объединить условия компенсации за задержку/отмену и отказ в перевозке с установлением срока ожидания вылета, при котором выплачивается компенсация, -6 часов;
- исключить из текста законопроекта слово "штраф", заменив его словом "компенсация" (изложив в законопроекте понятие этого термина);
- не вносить изменений в пункт 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем статью 2 проекта Федерального закона исключить.
Источник ATO.ru |
В Регламенте ЕС №261/2004 от11.02.2004 , где в статье 3 параграфа 1 пункта "а" говорится, что Регламент применяется к пассажирам, отправляющимся из аэропорта, расположенного на территории государства-члена ЕС, а в статье 3 параграф 5 написано,что , Регламент применяется к любому фактическому авиаперевозчику, который обеспечивает перевозку указанных в параграфе 1 пассажиров. В статье 2 пункт "b" Регламента дается определение фактического перевозчика.
В соответствии с вышеизложенным прошу дать разъяснения: ОАО"Авиакомпания "Россия" грубо нарушила договор международной перевозки, а именно отменила по коммерческим причинам рейс Катания -Санкт-Петербург и могу ли я рассчитывать на действие в данной ситуации Регламента ЕС.