01.03.2011 Предновогодний коллапс в столичных аэропортах заставил Минтранс задуматься об увеличении ответственности авиакомпаний перед своими пассажирами. Пока же перевозчики действуют сообразно своим представлениям о сумме компенсаций. Так, авиакомпания «Трансаэро» в досудебном порядке выплатила 12,3 млн руб., рассмотрев 900 обращений пассажиров. Теперь перевозчик рассматривает возможность обсуждения расходов, связанных с выплатами, с аэропортом Домодедово.
26 декабря аэропорт Домодедово из-за природных катаклизмов остался без электричества. Согласно докладу, сделанному министром транспорта Игорем Левитиным, 26—28 декабря в аэропорту был задержан 801 рейс и отменены 408 рейсов, пострадали 20 тыс. человек. До сих пор никто не признал себя виновным в сбое работы Домодедово. Ответственность за коллапс, по словам источника РБК daily, министр транспорта Игорь Левитин возложил на МОЭСК и администрацию аэропорта. Официально в Минтрансе этот вопрос не комментируют.
Так как пассажиры, купившие билеты на задержанные рейсы, не могут требовать компенсации понесенных затрат с аэропорта или МОЭСК, авиакомпании приняли решение взять на себя выплаты, впоследствии выставив счета аэропорту. «Выплату добровольных компенсаций пассажирам рейсов, задержанных из-за технологического сбоя в аэропорту Домодедово в декабре, авиакомпания «Трансаэро» производит из собственных средств. Вместе с тем она намерена провести с аэропортом Домодедово обсуждение вопроса о его возможном участии в понесенных авиакомпанией расходах. Диалог пока не начался», — заявила генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова. Официальный представитель аэропорта Елена Галанова на запрос РБК daily не ответила.
Согласно данным «Трансаэро», на вчерашний день перевозчик в досудебном порядке выплатит пострадавшим пассажирам 12,3 млн руб. «К настоящему времени рассмотрено более 900 заявлений, поступивших в компанию», — отмечается в сообщении авиакомпании. «Трансаэро» практически рассчиталась с пассажирами задержанных рейсов, уверен адвокат пассажиров Сергей Жорин. «У компании было самое большое количество обращений. Больше они практически не поступают», — отмечает он. По его словам, в авиакомпанию «Сибирь» обратились около 50 пассажиров.
Минтранс работает над вопросом приведения к международному стандарту компенсаций пассажирам отмененных рейсов. На сегодняшний день величина штрафа установлена в размере 25% от минимального размера оплаты труда (100 руб.) в час, но не более 50% от стоимости перевозки, то есть 25 руб. в час или 600 руб. в сутки. «Уже сейчас Минтрансом прорабатывается вопрос о внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса, предусматривающую увеличение размера ответственности перевозчика», — говорится в письме замминистра Валерия Окулова (копия имеется в распоряжении РБК daily). В России до сих пор не ратифицирована Монреальская конвенция, которая не устанавливает лимит ответственности авиаперевозчика, констатирует юрист Общества по защите прав потребителей Мария Свиридова. Она предлагает ввести компенсации пассажирам за каждый час задержки в размере 3% от общей стоимости билета, но не более чем 100% провозной платы.
Источник РосБизнесКонсалтинг |
Тем не менее "лед тронулся" во многом благодаря предновогоднему ледяному дождю, приведшему к коллапсу, парализовавшему работу двух московских аэропортов, в которых на несколько дней застряли более 20 тысяч авиапассажиров.
Остается надеяться, что нам не придется ждать обещанного еще три года или очередного "ледяного" душа на головы наших законотворцев.